Цифровые активы в числе прочего приобрели свою популярность благодаря анонимности и безопасности транзакций в блокчейне. Еще 10 лет назад оплачивать товары и услуги криптовалютой можно было с нулевыми рисками идентификации пользователя, но сегодня ситуация кардинально изменилась. В российском сегменте крипто пространства, как и за его пределами, работает уже несколько организаций, которые призваны следить за соблюдением законов в мире цифровых валют, деанонимизировать подозрительных держателей монет и контролировать потоки активов.
Отслеживание криптовалютных транзакций не всегда связано с контролем взаиморасчетов, есть моменты, которые активистам индустрии только на руку. Например, мониторинг активности «китовых» кошельков помогает трейдерам принимать более обоснованные финансовые решения. Еще одна причина следить за сделками других пользователей – копитрейдинг. Сюда же можно отнести обучение нейросетей и другие полезные фишки для активных участников крипто сообщества.
Стремление государственных органов мониторить взаиморасчеты в криптовалюте объясняют благими целями – противостоянием отмыванию денег и препятствием на пути к реализации мошеннических схем. Рассказываем, кто, как и зачем регулирует мир цифровых активов и чем это может грозить для приверженцев виртуальных денег.
Финансирование мониторинга криптовалют в России
Для контроля за движением цифровых монет в РФ создан Росфинмониторинг – эта структура уже получает государственное финансирование на свое развитие. В открытых источниках заявлено, что до 2030 года проект освоит 10,61 млрд рублей на запуск платформы для борьбы с отмыванием денег. На законодательном уровне проект получил название «Цифровое государственное управление», а для его реализации уже задействовано 5 федеральных подразделений исполнительной власти.
С технической точки зрения противодействие отмыванию денег будет базироваться на платформе «Прозрачный блокчейн», основанной на кластеризации и отслеживании подозрительных криптовалютных транзакций. Проект должен дополнить инициативу от апреля 2024 года, в которой Центробанк, Росфинмониторинг и несколько ключевых российских банков объединились чтобы установить связь между движением фиатных и цифровых средств.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как и зачем используется копитрейдинг в сделках с криптовалютой
Эксперты считают, что стремление государства к регулированию криптовалюты может не только привнести дискомфорт в работу с активами, но и значительно усложнить проведение тех или иных операций, в частности P2P-торговлю.
Проблема анонимности держателей цифровых активов
Существует уже несколько провластных организаций, призванных регулировать оборот криптовалюты, к ним относят Chainalysis, Crystal, Elliptic, TRM Labs и прочие. Одним из ключевых направлений деятельности этих проектов стало выявление проведения цифровых операций через сервисы и платформы, которые не регулируются ответственными комиссиями.
Отслеживание транзакций с одной стороны помогает поддерживать законность оборота средств, но оно же нарушает приватность владельцев цифровых активов. Одним из главных преимуществ такого варианта взаиморасчетов называют анонимность и безопасность, но постоянно растущее давление на рынок и стремление государств к регуляции крипто мира ставит под сомнение это преимущество.
Согласно данным аналитических центров, для активных кошельков присваивается определенный уровень риска, который соответствует условному цвету. В зависимости от этого показателя обладатель активов ощущает те или иные ограничения при использовании, покупке, продаже или обмене монет.
Принятие все более строгих законов в отношении криптовалют требует от децентрализованных бирж цифровых активов деанонимизировать своих пользователей путем внедрения верификации AML и KYC. Эта процедура лишает владельцев крипты анонимности.
Как отслеживают транзакции в мире криптовалют
Принято считать, что все операции в публичном блокчейне характеризуются прозрачностью и безопасностью. Сеть не фиксирует имен владельцев кошельков, отправителей и получателей средств. Этот момент позволяет обеспечивать конфиденциальность при взаиморасчетах цифровыми активами.
Параллельно с рядовыми пользователями блокчейнов активизировались и аналитические центры, которые мониторят движение денег и анализируют полученную информацию, используя современные IT-технологии. Раскрыв имена владельцев нескольких цифровых адресов, они могут идентифицировать десятки пользователей. В своих исследованиях и анализе представители аналитических центров опираются на цифровую разметку – уже известные данные о компаниях и личностях, которым принадлежат определенные кошельки.
В то же время разметка может отличаться по качеству и точности контента, от этого параметра зависит ее ценность. В то же время разметка собирает данные не только о частных или корпоративных пользователей. Речь также идет о:
- криптовалютных обменниках;
- майнинг-пулах;
- цифровых биржах и прочем.
Поскольку аналитические центры противодействия отмыванию денег косвенно связаны с государственными органами регулирования, их работа на криптовалютном рынке стала предметом для манипуляций. Если компания признает тот или иной адрес мошенническим, владелец активов уже не сможет проводить операции на централизованных цифровых площадках.
Как можно отслеживать движение криптовалюты
Сбором информации о транзакциях в блокчейне занимаются не только провластные агентства. Существует множество сервисов, которые призваны контролировать финансовые операции. Некоторые из них предоставляют полученные данные в открытом доступе, а некоторые доступны лишь ограниченному кругу лиц.
В частности платформы Whale Alert, Cryptocurrency Alerting, BTC-parsing дают пользователям бесплатные данные о мире криптовалют. В числе прочего здесь можно найти и сведения о «китовых» транзакциях или других важных для рынка метриках.
Мониторинг перемещений средств в рамках криптовалютных сервисов осуществляется целым рядом способов:
- контролем кошельков, принадлежащих «китам»;
- анализом структуры и объема транзакций;
- изучением биржевой активности пользователей;
- вниманием к криптовалютным портфелям;
- специфических аналитических инструментов.
Активность кошельков «китов» можно использовать для принятия решений в инвестировании. Сервисы Etherscan, Solscan и BscScan представляют собой средства мониторинга определенных кошельков, фиксирующая транзакции на максимально крупные суммы. Внимание к количеству и размеру транзакций в блокчейне могут быть истолкованы как сигнал к тем или иным действиям. Опытные криптоактивисты умеют преобразовывать данные об активности кошельков в графики и визуализировать те или иные тренды на рынке.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Что такое индекс жадности и страха и о чем он может рассказать инвестору
Мониторинг биржевой активности дает трейдеру возможность консолидировать информацию со всех своих аккаунтов на разных торговых площадках и сводить статистику по своему инвестиционному портфелю. Этот вариант отслеживания данных подойдет для активных пользователей цифровых валют, однако, он не раскроет информации о других пользователях даже на условиях анонимности.
Среди специфических инструментов контроля активности рынка упоминают кластерный и эвристический анализ, позволяющие устанавливать связь между кошельками, суммами и их владельцами. Это сложные аналитические инструменты, которые дают максимально глубокое понимание тенденций в среде цифровых активов.
Итоги
Большинство государств, и Россия в том числе, заинтересованы в том, чтобы контролировать криптовалютные транзакции. Таким способом правительства стремятся минимизировать движения активов с целью их отмывания, препятствовать финансированию терроризма, перекрыть денежный поток от жертв онлайн мошенничества киберпреступникам и сделать невозможным сокрытие цифрового имущества от уплаты налогов.
Криптовалютная индустрия с каждым годом становится все более контролируемой и менее анонимной, но для рядовых пользователей и активистов взаимодействие с криптовалютой с большой вероятностью не станет менее комфортным. А «киты», скамеры и обладатели крупных массивов активов могут существенно пострадать от нарастающей волны регулирования индустрии и последствий взятия криптовалютного рынка под полный или частичный государственный контроль.